Во всём мире психологи и специалисты по финансам полагают, что учить ребёнка распоряжаться финансами с раннего возраста не менее важно, чем учить писать, читать и считать. Как сделать это правильно? Разберёмся в материале
Карманные деньги
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) подавляющее большинство опрошенных российских школьников (87%) получают деньги на карманные расходы (среди 12-14-летних – 84%, среди 15-17-летних – 90%). Однако начинать приучать ребёнка разбираться в финансах стоит ещё раньше, считает психолог Александр Мокосеев:
— Первые разговоры должны быть в тот момент, когда ребёнок изъявляет желание что-то купить. Ещё перед магазином надо с ребёнком составить список покупок, в составлении которого ребёнок будет непосредственно участвовать. Задавайте малышу наводящие вопросы: «что купим маме, папе, сестричке, тебе?», — привёл пример эксперт. После составления списка нужно посчитать, сколько денег уйдёт на все покупки.
Первоначально ребенка необходимо лишь знакомить с функцией денег. Деньги как эквивалент обмена, как носитель стоимости, на которую можно купить конфеты и куклы. Чем старше становится ребенок, тем глубже можно посвящать в тему денег – говорить об их значении, о том, как они появляются у родителей, как планировать расходы и копить на цели.
Когда же ребёнок отправляется в школу, карманные деньги станут ещё одним инструментом для развития ответственности. Давать их стоит, когда ученик сумеет посчитать, сколько потратит на проезд, сколько — на обед и какая сумма у него потом останется: эти деньги можно будет сложить в копилку или потратить по своему усмотрению. Ребёнок должен понимать, что имеет определённую сумму и возможность распоряжаться ей: тратить, копить или даже начать инвестировать (разумеется, под присмотром родителей).
Положительный пример и обучение
Очень важно самим освоить навыки финансовой грамотности. Как говорится: «Дети являются отражением своих родителей».
“Если родители ведут семейный бюджет, обсуждают его вместе с детьми, объясняют им мотивы своих трат или, напротив, экономии, то школьник усваивает азы финансовой грамотности, — говорит директор компании «Кейс-игра» Денис Лозинг.
Причем делает это без всяких нравоучений. Если родители не посвящают в тему ребенка, то, кроме отторжения и негатива к финансовой науке, у него ничего не сформируется. Все эксперты в области личных финансов сходятся в одном: необходимо частично привлекать детей к управлению семейным бюджетом.
Можно дать понять ребёнку, что он является членом семьи и вместе с ним участвовать в постановке целей.
“Совместное подведение итогов в конце месяца и распределение оставшихся средств в различные финансовые инструменты может стать хорошей традицией”, — рассказывает руководитель АО “Инвестиционный банк “Финам” Денис Павлов
Научить детей понимать разницу между желанием и потребностью, тем самым показать отличия существенных и несущественных расходов.
“Родители должны объяснять, что деньги это ограниченный ресурс и если купить много игрушек и конфет, то можно остаться без необходимых вещей, например, продуктов питания, — говорит руководитель регионального центра финансовой грамотности Алена Бушмина. — Причем такие беседы стоит вести не в магазине, а дома”.
Учить управлять деньгами, выдаваемыми на карманные расходы. Консультант по образовательным программам регионального центра финансовой грамотности Юлия Прасолова уверена, что привычка получать ресурсы не ежедневно, а один раз в месяц позволит ребёнку научиться самостоятельно планировать свои расходы
“Для школьника карманные деньги – это определенный «доход», сумму и регулярность выплаты которого он предполагает. Главное в таком способе выдачи карманных денег то, что ребенок осознает, что деньги конечны и он должен суметь обеспечить свои небольшие личные потребности в течении определенного периода в соответствии с суммой карманных денег”.
Следующим, более “продвинутым” способом научить обращаться с деньгами станет оформление банковской карты для подростка. Чем раньше он освоит управление операциями в автоматическом режиме, а также получение различных бонусов и кэшбеков, тем лучше.
Полезные приложения
Можно использовать любовь детей к гаджетам и для обучения: сейчас появилось множество разнообразных приложений для ведения бюджета. В некоторых должны зарегистрироваться все члены семьи: например, в Bankaroo родители смогут отмечать, сколько денег выделили на карманные расходы, а дети — отмечать, на что их потратили. А приложение «Карманные деньги и математика» учит детей складывать и вычитать, что точно пригодится при получении сдачи в магазине. Такой формат подходит для детей от 4 лет, которые только учатся первым самостоятельным финансовым шагам.
Для детей постарше существуют приложения, ничем не отличающиеся от «взрослых», как Alzex Finance, или же официальные банковские приложения. В них можно ставить финансовые цели, распределять траты по категориям, анализировать свои расходы – словом, вести личный бюджет точно так же, как и мама с папой.
Первая работа
Как только ребёнку исполняется 14 лет, он может официально устроиться на работу и заработать первые официальные деньги. Помогите детям в поиске различных подработок на лето: существуют оплачиваемые стажировки для подростков, в некоторых компаниях возвращаются некогда популярные трудотряды, куда можно записаться любому школьнику.
— Зарабатывание собственным трудом поможет ребёнку ценить деньги и более обдуманно подходить к покупкам и другим тратам. Таким образом дети привыкают, что их труд должен быть оплачен, — уверен Александр Мокосеев.
Помимо знаний о семейном бюджете, планировании расходов и пр., финансовая грамотность — это вопрос установок, норм. Обсуждение финансов семьи и планирование бюджета на разумном уровне для каждого возраста должны стать частью повседневности. Если семья планирует отпуск, можно поговорить с ребенком, о том что он будет делать на отдыхе, какой бюджет на это потребуется. Это раз за разом и будет формировать установки.
«Принцип «Жизнь научит» — он не про опыт, а про череду собственных ошибок – отмечает Денис Лозинг. То, к чему это может привести, хорошо видно на примере поколения, выросшего в советские годы. Тогда стремиться к деньгам было постыдно, а государство серьезно контролировало все финансовые инструменты. То, что тема денег и по сей день остается табуированной, а сотни тысяч взрослых людей так и не научились копить, брать и отдавать кредиты – отголоски именно этого периода и отсутствия элементарной финансовой грамотности. Поэтому разговоры с детьми про деньги – это всегда мостик в будущее».
Источник: fingram39.ru.