В 2024 году Банк России получил 338 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов.
В 2024 году Банк России получил 338 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов.
Благодаря мерам поведенческого надзора Банка России в 2024 году на 45,2% сократились жалобы на навязывание дополнительных услуг при кредитовании в банках. Это повлияло, в том числе, на снижение количества жалоб в потребительском кредитовании.
В сегменте микрофинансовых организаций (МФО) число жалоб на навязывание уменьшилось в 2,1 раза. Кроме того, люди реже жаловались на недостоверную информацию в кредитной истории - на 38,7% и мошенничество - на 19,1%. В целом за 2024 год число жалоб на МФО снизилось на 22,1%.
Случаи мисселинга сократились более чем в 2 раза.
Жалоб на страховщиков стало меньше на 30%, в основном за счет того, что изменилась процедура оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ). Раньше значительная доля всех жалоб на ОСАГО приходилась на шаблонные жалобы по проверке коэффициента.
Из-за того, что преступники постоянно изобретают новые способы хищения денег, жалоб на банки по поводу кибермошенничества стало больше в 1,8 раза. Для решения этой проблемы регулятор обязал блокировать банковские карты и доступ к онлайн-банкингу гражданам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных средств — дропперством. Банки также должны приостанавливать на два дня подозрительные переводы. Однако такая мера негативно сказалась на динамике жалоб, потому что число обращений, связанных с блокировкой банками переводов и счетов, выросло в 2,2 раза. При этом по большинству обращений банки подтвердили, что такие счета использовались для обмана людей.
«Хорошая новость этого года в том, что жалобы на навязывание и мисселинг продолжают снижаться, а значит, кредитные и микрофинансовые организации становятся более клиентоориентированными. Но, как это обычно бывает, есть и не очень хорошая новость — это, конечно, рост жалоб на мошенничество. Мы принимаем дополнительные меры для борьбы с ним. Уже с 1 марта 2025 года каждый гражданин сможет на портале "Госуслуги“ установить в своей кредитной истории запрет на заключение договоров потребительского кредита (займа) с банками и МФО. С 1 сентября услуга будет доступна в МФЦ. Это позволит человеку обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит либо когда человек действует под их влиянием», — отметил Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
Служба финансового уполномоченного также фиксирует устойчивый рост обращений граждан с жалобами на списание денежных средств в результате мошеннических действий, рассказала «Ведомостям» финансовый уполномоченный Светлана Максимова. В 2024 г. по сравнению с 2023 г. их количество выросло в 1,6 раза – с 1500 практически до 2500. Речь идет о хищениях денег с текущих счетов и депозитов, а также оформлении кредитов с последующим выводом средств. Фиксируется рост числа обращений, связанных с досрочным расторжением мошенниками договоров вклада от имени заявителя. В этой схеме злоумышленники крадут основное тело депозита и в итоге клиент банка теряет не только сами вложенные средства, но и всю доходность по ним.
Будьте бдительны!