Творчество и финансовая стабильность

Творчество и финансовая стабильность
Финансовые ограничения негативно влияют на инновации и творчество. К такому выводу пришли авторы исследования, изучившие финансовые условия и продуктивность величайших представителей одной из самых творческих в мире профессий – композиторов.
Для своей работы Кароль Боровецки из Университета Южной Дании и его соавторы составили базу данных о ежегодном финансовом положении и написанных в каждый год произведениях 172 композиторов, живших в период с 1750 по 2005 г., от Баха и Моцарта до Сибелиуса и Шостаковича. Было получено в общей сложности почти 11000 «творческих лет». С помощью данных из Spotify и Google оценили современную востребованность каждого из написанных композиторами произведений.
Оказалось, что в периоды низкого дохода композиторы создавали на 15,7% меньше произведений, эти композиции были более короткими, энергичными, громкими и менее оригинальными, а в настоящее время на 50% менее популярны (по индексу Spotify). При этом композиторы из более привилегированных семей, либо имевшие доступ к финансовой поддержке, сохраняли более высокий уровень творчества.
Сочинение музыки сродни открытию нового бизнеса – оно точно так же сопряжено со значительным риском. Новые композиции могли быть отвергнуты аудиторией, оставив авторов без финансового вознаграждения. Кроме того, композиторам, как и предпринимателям, приходилось решать множество разных задач, чтобы обеспечить успех своего предприятия: вести переговоры с издателями, управлять музыкантами, организовывать концерты, развивать отношения с покровителями и меценатами (аналог привлечения инвестиций), а также поддерживать собственный публичный образ («бренд»).
Соответственно, финансовые ограничения могли влиять на готовность композиторов свободно экспериментировать с материалом и вынуждать их фокусироваться на деятельности, приносящей стабильный доход, например, на преподавании или на создании легко «продаваемых» массовому потребителю произведений.
Во влиятельной работе 1966 г. экономисты Уильям Баумоль и Уильям Боуэн продемонстрировали экономические ограничения, с которыми сталкивается исполнительское искусство из-за давления растущих издержек, вызванных «вынужденной стагнацией» производительности. Чтобы исполнить симфонию Бетховена, требуется столько же музыкантов и столько же времени, сколько и 100 лет назад, – другими словами, производительность оркестров за столетия фактически не меняется. Однако зарплаты музыкантов должны расти, чтобы они могли поддерживать уровень жизни, сравнимый с другими профессиями, иначе музыкальная индустрия рискует остаться без работников. В результате стоимость «производства» концертов симфонической музыки и, соответственно, их цена для потребителя растут, притом что качество «продукции» – музыка – неизменно.
Этот феномен получил название «болезнь издержек» Баумоля (cost disease), или «эффект Баумоля».
«Эффект Баумоля» применим не только к искусству, но и, например, к сфере госслужбы и социальных услуг, включая здравоохранение и образование. Учитель не может «учить быстрее», а врач – вылечить больше пациентов за то же самое время.
Подробнее на econs.online