Российские школьники в четверке лучших по финансовой грамотности в международном рейтинге ОЭСР

← к списку новостей

Российские школьники в четверке лучших по финансовой грамотности в международном рейтинге ОЭСР 08.06.2017

Российские школьники в четверке лучших по финансовой грамотности в международном рейтинге ОЭСР

Российские 15-летние школьники показали наибольший прогресс среди своих зарубежных сверстников, поднявшись за три года с десятого места на четвертое в международном рейтинге ОЭСР по финансовой грамотности.

Такие данные озвучила руководитель департамента по финансам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), исполнительный секретарь Международной сети по вопросам финансового образования Флор-Анн Месси, представляя в Москве итоги международного исследования PISA по финансовой грамотности, проводимого ОЭСР.

В исследовании участвовали школьники субъектов РФ, которые реализуют проект по повышению уровня финансовой грамотности: Калининградская область, Томская область, Краснодарский край, Архангельская область, Волгоградская область, Алтайский край, Саратовская область, Ставропольский край и республика Татарстан.

«В России значительно сократилось число школьников с низким уровнем финансовой грамотности и выросло число подростков с высоким уровнем. Это очень показательный результат, – заявила Флор-Анн Месси. – В России также не существует большого разрыва в области знаний о финансах между школьниками по социально-экономическому статусу, что свидетельствует о равном доступе к финансовому образованию в отличие от других стран лидеров. Примечателен и тот факт, что уровень финансовой грамотности российских детей выше, чем можно было бы ожидать, исходя из результатов по математической и читательской грамотности. Это говорит о том, что тест по финансовой грамотности отражает результаты системной работы именно по финансовому образованию, а не только успехи по математике или другим предметам».

Руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования, руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева отметила, что если по результатам первого исследования уровень знаний подростков был ниже среднего по странам ОЭСР, то сейчас Россия опередила в среднем страны ОЭСР и вошла в число лидеров.

Эксперты отмечают, что большую роль в образовании детей играет реализация Проекта Минфина России по финансовой грамотности. Одним из самых больших достижений Проекта заместитель Министра финансов Сергей Сторчак считает разработку не имеющего аналогов в мире комплекта учебно-методических материалов для школ со 2 по 11 класс включительно.

По мнению заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирины Тарадановой, на результаты российских школьников также повлиял переход на новые образовательные стандарты. Кроме того, вопросы финансовой грамотности были введены в содержание ряда школьных предметов – обществознания и экономики, а также в итоговую аттестацию: к примеру, в ЕГЭ по математике включены задания, связанные с деятельностью банков и кредитованием.

Отмечены позитивные изменения не только в финансовых знаниях, а и в финансовом поведении школьников. Самой распространенной финансовой практикой среди российских 15-летних учащихся является накопление денежных средств (85% учащихся). Не менее активно дети приобретают товары и осуществляют платежи в интернет-магазине (72% учащихся). Подростки склонны находить выгодные условия для приобретения товаров и услуг(54%). «Исследование показало также существенный рост заинтересованности школьников в финансовой грамотности. Наивысшие результаты продемонстрировали подростки, мотивированные, критически оценивающие свои знания и опыт, открытые в новым идеям и технологиям, имеющие опыт финансовой деятельности», – заявила Галина Ковалева.

«Российский опыт обучения финансовой грамотности представляет большой интерес для других стран. В 2016 году Проект Минфина России по финансовой грамотности удостоен главной международной награды Global Inclusion Awards среди более ста тридцати стран за реализацию образовательных программ для детей и молодежи», - подчеркнул Сергей Сторчак.

Стратегический координатор Проекта Минфина России по финансовой грамотности, сопредседатель подгруппы по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг Группы двадцати (G20) Анна Зеленцова обратила внимание, что работа в данном направлении продолжается и в настоящее время Минфином России готовится второе издание школьных учебных пособий по финансовой грамотности, которые были отредактированы с учетом практических рекомендаций учителей и актуальной информации на финансовом рынке, и будет затем направлено в школы регионов


← к списку новостей