О новациях в сфере налогового и таможенного регулирования для поддержки бизнеса и населения в условиях санкций
Так, одобрен ряд новаций в налоговой сфере, среди которых снижение налоговой нагрузки для граждан в части налогообложения процентных доходов по вкладам, транспортного налога, а также стимулирования отдельных отраслей экономики, в частности гостиничного бизнеса и IT-отрасли и др.
В сфере таможенного регулирования предусматривается упрощение ввоза товаров в Россию и на таможенную территорию Евразийского экономического союза для поддержки участников внешнеэкономической деятельности.
Также одобрен законопроект о совершенствовании налогового режима в специальных административных районах (САР), что позволит повысить привлекательность этих районов и упростить перевод бизнеса в такие районы, что особенно важно в текущей ситуации. Предложенные новации предусматривают смягчение критериев для организаций в части получения статуса МХК, а также улучшение налоговых условий для МХК.
Новации в сфере налогового регулирования:
-
Граждане будут освобождены от уплаты налога с процентных доходов по вкладам в банках за 2021 и 2022 годы, который подлежал бы уплате в 2022 и 2023 годах соответственно.
-
Кроме того, вносятся системные изменения в правила налогообложения процентных доходов по вкладам в банках, которые распространятся на будущие налоговые периоды после 2022 года. При расчете НДФЛ процентный доход по вкладам будет уменьшаться на сумму процентов, определенную как произведение 1 млн рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ из действовавших в налоговом периоде (а не на ключевую ставку Банка России, установленную на первое число налогового периода). Это позволит учесть при расчете налога на процентный доход увеличение ключевой ставки ЦБ в течение года, тем самым снижая размер налога.
-
Физические лица освобождаются от уплаты НДФЛ с материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в 2022 и 2023 годах. Это позволит избежать дополнительной налоговой нагрузки на работников организаций в связи с существенным повышением ключевой ставки Банка России.
-
Начиная с 2022 года повышенное налогообложение по транспортному налогу будет применяться только для транспортных средств стоимостью свыше 10 млн рублей.
-
Для организаций IT-отрасли на 2022-2024 годы устанавливается ставка налога на прибыль организаций в размере 0%.
-
В рамках поддержки туриндустрии и гостиничного бизнеса сроком на 5 лет устанавливается ставка 0% по НДС на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
-
Также на 20 последовательных налоговых периодов устанавливается нулевая ставка НДС на услуги по предоставлению в аренду и пользованию, объектов туристской индустрии, введенного в эксплуатацию после 1 января 2022 года и включенного в соответствующий реестр.
-
Для организаций предусматривается отказ от применения в 2022 и 2023 годах нормы о повышенном размере пени при просрочке исполнения обязанности по уплате налога.
-
Фиксируется по состоянию на 1 февраля 2022 года курс иностранной валюты для расчета «тонкой капитализации».
-
Предоставляется право перейти на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли;
-
Расширяется «безопасный» интервал для учета в расходах процентов по долговым обязательствам.
-
По налогу на имущество организаций для расчета налоговых обязательств в 2023 году кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована на уровне 1 января 2022 года.
Новации в сфере таможенного регулирования и алкогольного рынка:
-
на 6 лет предоставляется право ввозить многокомпонентный товар в рамках нескольких внешнеэкономических сделок;
-
исключается необходимость предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов для участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность менее года;
-
участники ВЭД, внесшие залог при выпуске товаров, освобождаются от уплаты пени при доначислении таможенным органом платежей по результатам экспертизы;
-
сокращается процедура выдачи таможенными органами классификационных решений;
-
предлагается расширить эксперимент по маркировке импортируемого алкоголя, запущенный в Калининграде, предоставив право Правительству Российской Федерации определять территории, на которых проводится такой эксперимент. Также предусматривается продление срока эксперимента до 31 мая 2024 года;
-
с девяти до восемнадцати месяцев увеличивается срок нанесения федеральных специальных марок и ввоза маркированного алкоголя, такие правила будут действовать до 31 мая 2024 года;
-
до 31 декабря 2023 года отменяется требование об отсутствии задолженности по налоговым, таможенным и другим обязательным платежам для выдачи федеральных специальных марок.
Также Правительство Российской Федерации наделяется рядом полномочий:
-
определять случаи и условия предоставления отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей;
-
устанавливать случаи, когда декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободного склада, может выступать не владелец свободного склада;
-
определять инвестиционные проекты, по которым может применяться выпуск до подачи декларации на товары, а также приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционных проектов, по которым предоставляется тарифная льгота на ввоз технологического оборудования, комплектующих и запчастей;
-
определять особенности обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов в виде банковской гарантии или поручительства при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
Законопроектом предусмотрена следующая донастройка налогового режима в САР на островах Русский (Приморский край) и Октябрьский (Калининградская область):
1. Смягчение требований к организациям, планирующим получить статус международных холдинговых компаний (МХК) и осуществить перевод своего бизнеса в САР:
-
изменить требования к дате создания таких организаций, позволив приобретать статус МХК более «молодым» организациям, созданным до 01.03.2022 (сейчас это могут сделать только организации, созданные до 01.01.2018);
-
смягчить требование к неизменности состава контролирующих лиц таких организаций, разрешив несущественные изменения в его составе не более 25 %.
Это расширит круг лиц, имеющих возможность приобрести статус МХК.
2. Установление по доходам в виде дивидендов, процентов и роялти пониженных ставок по налогу на прибыль организаций: 5 % по полученным и 10 % по выплаченным МХК доходам.
Применение указанных ставок предусмотрено до 1 января 2036 года при соблюдении ряда условий (в том числе к структуре доходов и расходов, к составу штата сотрудников, офисному помещению и инвестициям).
Справочно:
Условия, которые должна выполнить МХК для применения пониженных налоговых ставок:
-
осуществление инвестиций в размере не менее 300 млн. рублей в строительство социальной, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры в регионе регистрации МХК;
-
доля доходов от пассивной деятельности должна быть более 90%;
-
в штате должны находиться не менее 15 сотрудников, проживающих в САР и осуществляющих функции, относящиеся к основной деятельности МХК;
-
площадь офиса, находящегося в САР, составляет не менее 50 квадратных метров;
-
доля расходов, понесенных МХК на территории Российской Федерации, составляет более 70 процентов от общей суммы понесенных ею расходов;
-
принятие управленческих решений осуществляется в России;
-
хотя бы одно контролирующее лицо является налоговым резидентом Российской Федерации;
-
при наличии у МХК обособленных подразделений в Российской Федерации они должны располагаться в пределах САР.
3. Освобождение от налогообложения доходов от участия в проекте по добыче полезных ископаемых на основании соглашений о разделе продукции или иных аналогичных соглашений и в виде курсовых разниц, возникающих при дооценке имущества.
4. Введение стабилизационных оговорок, направленных на сохранение для МХК налоговых условий по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество и транспортному налогу, действовавших на день получения ими соответствующего статуса.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА:
Владимир Саськов, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов:
Пакет мер налоговой поддержки, законодательно принятый в последние дни, фактически представляет собой двухвекторный формат:
-
долгосрочная система мер, направленная на развитие экономики, включая донастройку отдельных элементов налогового администрирования;
-
краткосрочная, антикризисная адаптивная система мер налоговой поддержки в текущих условиях.
Именно к системным и долгосрочным мерам налогового стимулирования экономической активности можно отнести принятое решение о налоговых льготах на Курильских островах. Напомним, для налогоплательщиков, зарегистрировавшихся на Курильских островах с 1 января 2022 года введено «нулевое» налогообложение по земельному, транспортному, имущественному налогам, а также по налогу на прибыль. Кроме того, они смогут применять пониженные тарифы страховых взносов.
Такой мерой государство намерено простимулировать инвестиционную привлекательность региона.
Думается, что внедряемая система мер налоговой поддержки обеспечит интенсификацию освоения курильских богатств и динамичное развитие региона.
В то же время, приостановку налогообложения НДФЛ доходов граждан по вкладам следует рассматривать как элемент адаптивной антикризисной программы налоговой поддержки. Безусловно, в условиях падения привлекательности размещения средств в банковских вкладах, налог на процентный доход выступает дополнительным дестимулирующим фактором услуг банковского депозита.
Стоит отметить своевременность приостановки этого режима налогообложения до начала декларационной кампании.