Влияет ли фольклор на экономические решения?

← к списку новостей

Влияет ли фольклор на экономические решения? 06.06.2025

Влияет ли фольклор на экономические решения?

Фольклорные мотивы передаются из поколения в поколение и до сих пор оказывают влияние на формирование убеждений, ценностей и социальных норм, которые определяют экономический выбор – и тем самым экономические результаты.

Люди мыслят историями и объясняют мир, рассказывая истории. События на финансовых рынках, спортивные мероприятия и даже судебные заседания разворачиваются как повествования. О том, что истории, впечатляющие людей и передающиеся в социуме, способны влиять на экономические и финансовые решения и тем самым управлять рынками и подъемами и спадами экономики, экономисты задумались относительно недавно. В книге «Нарративная экономика» 2019 г. Роберт Шиллер, лауреат Нобелевской премии по экономике, сравнил такие истории, или нарративы, с вирусами: распространяясь в обществе так же быстро, истории способны «заражать» все больше и больше людей.

Известный филолог и фольклорист Владимир Пропп, одним из первых начавший анализировать структуру и элементы народных сказок, обращал внимание на тесную связь между фольклором и действительностью. Сказка отражает то, что находится «в головах» у людей, – в том числе формы мышления, формы организации общества и его социальных институтов, производства, семейных отношений и т.д. То есть сказка отражает свойственное обществу мировоззрение, поведенческие установки и социальные ценности. «Сказка – явление идеологического порядка», – указывал Пропп.

В фольклоре одних и тех же обществ могут присутствовать как мотивы, в которых обманщик наказывается, так и мотивы, в которых он преуспевает. Авторы высчитали баланс, и в среднем по всем странам он оказался равен минус 2,5% – то есть в среднем в мире обманщики с большей вероятностью избегают наказания за свои действия.

Доля наказуемых в сказках обманщиков связана с современным уровнем экономического развития, поскольку доверие способствует кооперации в экономике. Сопоставив фольклорные мотивы и уровень ВВП на душу населения, авторы обнаружили, что, в среднем, чем чаще в фольклоре стран наказывается обман, тем экономически более успешны эти страны в настоящее время.

Подробнее о том, как фольклор влияет на экономические решения читайте на ЭКОНС.


← к списку новостей