Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов

← к списку

Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов 09.09.2015

Концепция структуры и содержания вариативной дополнительной образовательной программы и учебно-методических материалов

Введение

Многочисленные исследования проблем повышения финансовой грамотности населения, проведенные в различных странах мира и обобщенные в материалах OECD, прежде всего в материалах конференции OECD-US TREASURY INTERNATIONAL CONFERENCE ON FINANCIAL EDUCATION «Taking Financial Literacy to the Next Level: Important Challenges and Promising Solutions» (Washington D.C. 7–8 May 2008), показали, что наилучшим этапом жизненного цикла гражданина, на котором ему может быть предоставлена возможность получения такой грамотности, является этап получения общего, начального и среднего профессионального образования.

Целевыми группами проекта являются учащиеся школ, учреждений начального и среднего профессионального образования (в том числе воспитанники детских домов и школ-интернатов как особая группа). Содержание учебно-методических комплектов и иных материалов, подготовленных в рамках проекта, будет направлено на реализацию того понимания финансовой грамотности, которое в настоящее время стало достаточно общепризнанным среди специалистов и было вполне четко изложено экспертами Консультативного совета по финансовой грамотности при Президенте США, определившими финансовую грамотность как «способность использовать знания и навыки для эффективного управления своими финансовыми ресурсами с целью обеспечения своего благосостояния на протяжении всей жизни».

В этой логике при реализации проекта особое внимание будет уделено не только формированию у целевой группы учащихся системных представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но и выработке практических умений использования этих знаний при решении типовых финансовых проблем, с которыми человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Очевидно, что многие граждане решают эти проблемы либо с запозданием, либо с ошибками или попадают в трудные жизненные ситуации, вообще не умея найти такое решение.

Как отмечается в докладе «Taking Ownership of the Future: The National Strategy for Financial Literacy, 2006», даже в США, стране с высокоразвитой финансовой инфраструктурой и опытом многих поколений по ее использованию:

  • многие взрослые люди совершенно не умеют планировать свои доходы и расходы на ближайшее будущее;
  • многие взрослые люди принимают на себя финансовые риски, не осознавая их;
  • при нормальном положении дел в экономике проблема долгов затрагивает лишь небольшую часть населения, но при экономическом спаде она становится бедой для значительной доли населения, не осознающей такой опасности;
  • люди моложе 40 лет, как правило, менее финансово грамотны и хуже решают свои финансовые проблемы, чем их родители.

Недостаточность уровня финансовой грамотности населения в России особенно ярко проявилась в период финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., который выявил такие проблемы, как:

  • слабое знание гражданами базовых принципов и инструментов финансового рынка;
  • неспособность граждан к принятию обоснованных решений, направленных на повышение личной (семейной) финансовой устойчивости;
  • необоснованно завышенные ожидания в отношении объемов государственной поддержки в случае финансовых потерь.

Именно дефицит финансовой грамотности не позволяет гражданам эффективно планировать собственный бюджет, принимать решения в области личных или семейных финансов, ориентированные на долгосрочную перспективу. Отсутствие базовых знаний и умений в области финансовой грамотности мешает осознанно выбирать и оценивать продукты и услуги, предлагаемые финансовыми институтами, повышает угрозу риска мошенничества со стороны потенциально недобросовестных участников финансового рынка.

Вместе с тем в последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста доли граждан, которые заинтересованы в кардинальном улучшении своего управления личными финансами. Они хотят превратиться в активных участников финансового рынка, способных самостоятельно определять уровень устойчивости своих сбережений, выстраивать стратегию их роста и рационального использования.

Это полностью согласуется с заинтересованностью государства и общества в целом в повышении финансовой стабильности всех слоев населения.

Исходя из вышеизложенного, в рамках реализации Проекта предполагается создать в образовательных учреждениях Российской Федерации целостную систему разнообразных учебных, методических (в том числе игровых) инструментов для эффективной реализации программ финансового образования. Под таким образованием понимается «процесс, в рамках которого финансовые потребители/инвесторы улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков за счет получения квалифицированной информации, инструкций и советов, что позволяет сформировать умения и знания, помогающие оценивать финансовые возможности и риски, осуществлять осознанный и рациональный выбор, а также понимать, куда можно обратиться за советом и какие еще шаги можно предпринять для улучшения своего финансового благополучия».

Ориентиром при создании указанной системы учебных, методических и игровых инструментов будет являться излагаемый ниже международный опыт создания программ повышения финансовой грамотности молодежи. Эти программы позволяют сформировать представление как об основном круге необходимых для рассмотрения понятий, так и о способах их подачи с наивысшей эффективностью в плане формирования не только знаний, но и умения эти знания активно использовать при решении повседневных жизненных проблем.


Файл:  Загрузить
← к списку
ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ
23.04.2024
На выставке-форуме «Россия» стартовал новый проект Минфина России в сфере финансовой грамотности – Всероссийская просветительская эстафета «Мои финансы». 

Яндекс.Метрика